Управление образования

физической культуры, спорта и молодежной политики администрации карачаевского муниципального района

☎ тел.: +7 (878-79)-2-30-04

✉ e-mail: ooakmr@yandex.ru

⚐ адрес: КЧР, г. Карачаевск, ул. Чкалова, 1А

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Глава и Правительство Карачаево-Черкесской Республики
Администрация Карачаевского муниципального района

Формирование и оценка функциональной грамотности

Нормативно-правовая документация

Федеральный уровень

Приказ Минпросвещения РФ от 06.05.2019 г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»

Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Минпросвещения РФ от 22.03.2021 г. № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Минпросвещения РФ от 26.01.2021 г. № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Региональный уровень

Приказ Минобрнауки КЧР от 21.02.2022 г. № 140 «О проведении диагностического исследования для оценки уровня сформированное™ у обучающихся 8-9 классов умений и навыков функциональной грамотности»

Приказ Минобрнауки КЧР № 770 от 16.09.2021 г. «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, на 2021/2022 учебный год»

Муниципальный уровень

Приказ УОФКСМП АКМР от 22.02.2022 г. № 38 «О проведении диагностического исследования для оценки уровня функциональной грамотности обучающихся 8-х, 9-х классов общеобразовательных учреждений Карачаевского муниципального района в 2021 — 2022 учебном году»

План мероприятий («дорожной карты») направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Карачаевского муниципального района

Приказ УОФКСМП АКМР от 30.12.2021 г. № 270 «Об определении стажировочной площадки в рамках реализации проекта, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Карачаевского муниципального района»

Приказ УОФКСМП АКМР от 21.09.2021 г. № 164 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Карачаевского муниципального района»

ЧЕК-ЛИСТ самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся Карачаевского района

Рекомендации и материалы для учащихся, педагогов, родителей по формированию и оценке функциональной грамотности

Памятка для родителей по функциональной грамотности

Примеры открытых заданий PISA

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Функциональная грамотность. Готовимся к РISA

Инструкция для проведения диагностики 3К Диагностика ЗК (коммуникация, кооперация, критическое мышление)

Инструкции для проведения диагностики читательской грамотности

Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС

 

Банк заданий и рекомендованных Интернет-ресурсов по оценке функциональной грамотности, рекомендованных для использования всеми участниками образовательного процесса

Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО:

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (РЭШ)

Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

Вебинар «Об ‘организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»

Информация об использовании учителями и обучающимися Карачаевского района электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся на платформе РЭШ (по состоянию на 17.02.2022 г.)

Информация об использовании учителями и обучающимися электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся на платформе РЭШ (по состоянию на 24.03.2022 г.)

Информация об использовании учителями и обучающимися электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся на платформе РЭШ (по состоянию на 30.03.2022 г.)

Информация об использовании учителями и обучающимися электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся на платформе РЭШ (по состоянию на 05.04.2022 г.)

 

ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»? 

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

 

 «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

 

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

 

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность— способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности: